Давно собирались, и наконец-то вчера собрались.....
Тихий
переулк в центре Москвы вот уже 114 лет украшает симпатичный теремок,
построенный по эскизам художника. Тогда, в 1894 году это была утопающая
в зелени окраина столицы.
Удивительно,
как милым и приветлмвым смотрительницам дома-музея удается сохранять
тепло и уют дома, где благодаря дочери художника мебель и убранство
комнат сохранено, как при жизни Виктора Михайловича. Дом удивительно
"живой". Удивительное ощущение, что вот-вот вернутся хозяева...
В мастерской на втором этаже
хранятся «Царевна
Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Ковер-самолет», «Баба-Яга», «Спящая
царевна», «Сивка-Бурка», «Кащей Бессмертный», названные художником
«Поэмой семи сказок».
Спящая Царевна. Холст, масло. 214х452
Жизнь трудная, в мастерской холодно, но художник, которому было уже за
семьдесят, ни на миг не оставляет работу в светлые часы дня. В
творчестве смысл его жизни. Ему дорога мысль продолжить, развить то,
чему он посвятил всего себя. Усталость, годы давали себя знать. Тем не
менее эти сказочные картины достойны пристального внимания - и в
живописном отношении, и в скрытых в них символических смыслах.
Это
касается и "Спящей царевны". Она была задумана еще в 1882 году,
сохранился эскиз картины, красивый по колориту. В нем чувствуется
что-то действительно волшебное. Художник закончил картину в 1926 году,
незадолго до смерти. Французская сказка Перро о спящей красавице
послужила лишь первым толчком. Потому что картина совсем не о том.
Недаром девочка-семилеточка заснула на "Голубиной книге", полной вещих
предсказаний и мудрых обобщений. На открытой странице художник
процитировал премудрые строки. Страницы загадочны, хотя в самой песне
есть на них ответ. Спит до лучших времен древнерусское
царство-государство. Красные маки не увяли, еловые леса не засохли,
зеленеют березки... Русь ждет своего часа.
|